15.07.2013 | Служба новостей Росфирм

«Эту книжицу мою кому хочешь отдаю…»

В рамках обсуждений среди заинтересованных лиц и структур различных пунктов проекта нового закона о почтовой связи много внимания удаляют вопросу доставки населению массовых периодических подписных изданий. Казалось бы, есть в проекте проблемы и поважнее, которые нужно решить в первую очередь. Доля «подписки» в США, Канаде и Финляндии - более 80% от общего количества всех тиражей. «Подписные» цены в 1,5-2 раза ниже розничных, поэтому превышение подписки над розницей имеет устойчивый многолетний характер. В России же по подписке получают только 35% всех изданий.

Но «35 %» в натуральном исчислении составляют без малого 2 миллиарда газет и журналов за год, - более чем 200 экземпляров на 1000 жителей. И для издателей, и для Почты РФ это - огромный рынок. Правда, если первым он приносит реальную прибыль в виде хотя бы рекламных публикаций, то второй – только косвенную, в виде имиджа «исполнителя социально значимой роли». Такая услуга сейчас по определению убыточна. На Западе тарифы по ней жестко контролируются государством, но при этом любой службе доставки, государственной или частной, полностью компенсируются ее убытки в этой сфере субсидиями из национальных бюджетов.

У нас действует та же система, однако объем компенсаций постоянно снижается - в 2009 г. он составлял 99 % потерь Почты при оказании данной услуги, в 2010-м – 74 %, а в 2012 г. – лишь 53 %. Но не стоит забывать, в каких условиях происходило это сокращение. Волна мирового экономического кризиса, многомиллионные махинации с государственными дотациями и их прямое хищение на самой Почте. Стоило остановить этот «вал» - и у ФГУП сразу нашлись собственные резервы для покрытия убытков. На сегодня они, видимо, почти исчерпаны, поэтому среди прочих и был поднят этот вопрос.

Среди раздумий почему-то не очень громко звучит самый простой вариант. Наверное, потому, что он – на самом деле самый сложный. И по нему нужно реально и многое отработать. А у нас к этому не привыкли. На Западе для доставки подписных тиражей используют даже отлично отлаженную, хотя и гораздо более дорогую экспресс почту. По простой причине – кому интересна еженедельная газета или журнал за прошлый месяц? Почему это невозможно в России?

Да, «Почта РФ» сейчас - единственная компания, которая доставляет периодику на всей территории Российской Федерации почти до порога получателя. Но ее технические и организационные возможности очень ограниченны. Зато они есть у многих альтернативных структур. А наш национальный «невольный» монополист заявляет, что он не против того, чтобы разделить это «бремя» с кем-нибудь еще. И «кто-нибудь», подобный flippost.com, - наверняка бы нашелся. И не один. Остался «пустяк» - проработать систему компенсаций и координации доставок для желающих поучаствовать.